Папа Франциск о священниках гомосексуалистах: "Кто я такой, чтобы их судить?"
Рим – вот уже много поколений гомосексуализм оставался темой табу для Ватикана, он повсеместно игнорировался или считался "внутренним нравственным злом", по словам предыдущего папы.
В этом контексте краткие замечания Папы Франциска, в которых он заявляет, что не судит священников за их сексуальную ориентацию, сделанные на борту самолета папы на обратном пути из его первой заграничной поездки, в Бразилию, вызвали широкий резонанс в церковных кругах. Франциск высказался о гомосексуализме в более сострадательном тоне, чего не делал никто из его предшественников на этом посту, большинство из них и вовсе очень старались избегать более разговорного слова "гей".
"Если человек гомосексуалист, но он ищет Господа и имеет силу воли, то кто я такой, чтобы его осуждать?" – сказал Франциск репортерам, разговаривая на итальянском, но употребив английское слово "гей".
Слова Франциска диаметрально противоположны словам Бенедикта XVI, который в 2005-м написал, что гомосексуализм был "сильной тенденцией к росту внутреннего нравственного зла" и "расстройство цели". Церковный документ гласил, что мужчины с "врожденными гомосексуальными тенденциями" не могут становиться священниками.
Ватиканские эксперты быстро заметили, что Франциск не имел ввиду, что священники или кто-либо другой должен открыто проявлять свои гомосексуальные наклонности, которые церковь считает греховными. Но факт, что он сделал такие комментарии – использовав слово "гей" – был ни больше, ни меньше революционным, и скорее всего он вызовет серьезную дискуссию в местных епархиях, где епископы делятся по принципу принимают ли они священников, являющихся геями, но давшими обет безбрачия.
Франциск также сказал репортерам, что пока Папа Джон Пол II решительно закрыл двери в церковь для священниц, он стремился к "теологии женщин" и большой роли для них в Католической жизни, передает канал новостей.
Комментарии папы про гомосексуалистов и женщин в церкви были еще одним отличием между направлениями церковных доктрин Бенедикта и Франциска. В то время как Бенедикт, застенчивый теолог, фокусировал свое внимание в основном на этике и был привратником чистой церкви, даже если это закончилось бы ее сужением, Франциск был выбран за его веру в то, что Католическая церковь должна развиваться с помощью открытого диалога с миром – даже с теми, кто с ней не согласен – если она хочет продолжать существовать и соответствовать сегодняшним реалиям.
В более сдержанном визите Бенедикта в Бразилию в 2007-м году, где Евангелические церкви добиваются стремительных успехов в Католическом большинстве, он толковал епископам о том, как приспособиться к постмодернистскому обществу.
В отличие от него, Франциск говорил на пляже, взаимодействуя с массами, и был встречен своими последователями, как рок-звезда, очарованными его доступным стилем и домоткаными простонародными пословицами.