Новый украинский Кабмин в оценках и комментариях. Окончание статьи
Жизненно важно, удастся ли новому правительству вывести Украину из кризиса и каким путем, и будут ли министры к этому стремиться вообще
Несмотря на, по всей видимости, переходный характер новой украинской исполнительной власти, перед ней стоят сложные и трудные задачи. Прежде всего, они связаны с выведением экономического сектора страны из кризисной ситуации и максимально возможным наполнением доходной части госказны.
Важную роль в восстановлении экономики Украины призвано сыграть Минэкономразвития, которое возглавил руководитель совета Нацбанка, народный депутат (Партия регионов) Игорь Прасолов. Его имя связывают с самым богатым украинцем Ринатом Ахметовым.
Премьером Н.Азаровым поставлена перед новым министром цель - обеспечить в наступившем году рост ВВП в пределах 3-3,5%. Достичь ее будет крайне тяжело с учетом девальвации нацвалюты, огромного дефицита госбюджета, остановки или банкротства крупнейших украинских предприятий – Запорожского и Стахановского ферросплавных заводов, Краматорского металлургического завода, Керченского металлургического комбината – и целого ряда других, а также рецессии в экономике европейских стран.
Решение вопроса подъема экономики будет, как считают экономисты, обеспечиваться за счет усиления финрегулирования, направленного на стабилизацию гривни, и увеличения валютных поступлений в страну. В то же время, судя по кадровому составу нового правительства, по-прежнему будут не решены крайне актуальные проблемы техперевооружения устаревшей производственной базы, явившей одной из причин кризиса.
Кроме того, И.Прасолову предстоит достичь консенсуса с членами ВТО по пересмотру условий участия Украины в этой организации и разработать принципы партнерства в экономической сфере с Таможенным союзом.
При этом, одновременно с активизацией отношений Украины с Таможенным союзом, руководство страны ожидает работа в направлении евроинтеграции. По мнению экспертов, деятельность в этом направлении внешней политики станет одним из приоритетов нового правительства. Об этом, в частности, свидетельствует назначение Леонида Кожары на пост главы Министерства иностранных дел. Кадровый дипломат, Л.Кожара известен своей успешной работой по обеспечению сотрудничества именно с западными странами.
Таким образом, перед новым Кабмином поставлены важнейшие задачи. Их реализацию во многом обусловит то, насколько успешным будет взаимодействие между новыми членами правительства и премьером, а также между кабинетом и Администрацией президента, между министрами и парламентом. Если тесных контактов и слаженной работы достичь не удастся, проблематичным станет не только подъем экономики, будет поставлено под вопрос само существование новоназначенного Кабмина – уже к лету он может быть распущен.
Выполнению поставленных задач должна способствовать и программа деятельности правительства. Несмотря на то, что ее разработка и утверждение Верховной Радой предусмотрены Конституцией Украины, предыдущий Кабмин обошелся без этого, что во многом снизило эффективность его работы.
В заключение подведем краткие итоги.
Состав нового украинского правительства, процесс назначения которого был полностью закрытым, свидетельствует об усилении монополизации власти в стране, сосредоточении ее в руках одного человека - Президента Виктора Януковича. У руля управления страной находятся он и Ринат Ахметов, и кто из них ведущий, а кто ведомый, пока трудно сказать. Существенно, однако, не это. Жизненно важно, удастся ли им вывести Украину из кризиса и каким путем, и будут ли они к этому стремиться вообще.